Textorika

Анатомия крутых текстов

Чаще всего у меня спрашивают две вещи:
Что нужно чтобы научиться писать?
Что нужно чтобы писать лучше?

На первый я обычно отвечаю, что любой человек в нашей стране, получивший аттестат - скорее всего умеет писать. Останавливаться на этом подробнее я не планирую)
Второй же вопрос значительно интереснее; и в основном он звучит от тех, кто уже совершил паломничество по нескольким курсам и освоил кучу всего: от нейротекстов до сторителлинга.

Вопрос: что же им еще нужно, для того чтобы писать хорошо?
Почему тексты выходят плоскими; одинаковыми; похожими на то что написано в сотнях других блогов?

У меня есть ответ; и мы начнем разбираться в этом вопросе с того, что поговорим о дорогах)

Представьте себе перекресток из 4 дорог: если на него взглянуть сверху, то он похож на крест.
Некий человек № 1 - идет к перекрестку через небольшой скверик по диагонали; и в результате он окажется как бы между двух дорог.
Человеку № 1 нужно попасть на противоположную сторону и так как в середине дорогу не преодолеть (это попросту запрещено правилами дорожного движения и здравым смыслом), ему придется перейти две дороги - протопав по пешеходным переходам 90 градусов.

Пока мы с вами беседовали, Человека № 1 догнал Человек № 2 - и его цель ровно такая же, перейти на противоположную сторону.
Да кстати - самое время сказать: Человек № 2 имеет идеальное зрение; а Человек № 1 - весьма посредственное.
Кроме того, они оба торопятся.

Итак, наши герои приближаются к перекрестку по диагонали, оказываясь на одинаковом расстоянии от двух светофоров.
Оба горят красным; это видно прямо с дорожки сквера по которой идут наши пешеходы.
И тут Человек № 2 меняет траекторию, слегка срезает угол проходя между двух старых лип и подходит к светофору который правее.
Человек № 1 идет прямо и выходит к светофору который левее.
Перекресток большой; и светофоры друг от друга удалены метров на 30.

Пока мы с вами бегали с рулеткой и мерили расстояние между светофорами - Человек №2 уже перешел дорогу в двух местах. Человек № 1 все еще ждет.

Все просто: так как у Человека № 2 хорошее зрение, он видит не только красный сигнал светофора - но и то  что написано под ним, а именно - через сколько секунд загорится зеленый.
Человек № 1 видит только красный сигнал - поэтому у него меньше информации для принятия решения. Осведомленность - вот что помогло быстро сориентироваться. Она дает варианты выбора действий - как в жизни так и в текстах)

Логично было бы предположить, что так как речь пошла об осведомленности, то сейчас я скажу что-то вроде "ребята, чтобы лучше писать - надо больше читать")
Но нет)

Это было бы слишком просто - это раз; именно так говорят на курсах - это два (а как мы с вами уже поняли, это дает немного не тот результат).

Я хочу предложить иной подход к развитию письма: кроме кучи всяких методик, стратегий и
схем (которые, впрочем, я не запоминаю, а использую интуитивно) я применяю принцип Игры в бисер.

Когда я впервые прочла эту книгу Гессе, я поняла, что он описал идеальную модель рождения метафор: пытаться мыслить в пространстве одной науки/дела/профессии - категориями другого явления.
В концепции Гессе Игра в бисер (или игра стеклянных бус) представляет собой некий синтез религии, философии и искусства.

Рождение игры произошло следующим образом: некий Перро из города Кальва на своих занятиях по музыке использовал изобретенный им прибор со стеклянными бусинами.
Затем прибор был усовершенствован и появился уникальный язык, основанный на различных комбинациях бусин. Сопоставляя бусины, можно было бесконечно рождать новые сочетания смыслов и категорий.

Проще говоря, правила футбола - применять в музыке.
Музыкальную грамоту - в кулинарии; а кулинарные рецепты взять за основу архитектурной концепции.

Игра в бисер - это жонглирование смыслами, ценностями и явлениями в поисках истины. В
конце концов сам по себе процесс написания букв ради самих букв не имеет смысла; так как цель хорошего текста - выразить какую-то МЫСЛЬ.
Просто много читая и учась на курсах люди осваивают только одну сторону дела - техническую; забывая о прокачивании части художественно-смысловой (чтение книг прокачает ее только процентов на 10).

Как пользоваться Игрой в бисер в жизни - или же это просто красивая концепция?
Это вполне прикладная история и в моей голове это происходит постоянно.

Я выхватываю какой-то шарик; прикладываю его к другому и смотрю что получилось.Когда я замечаю какую-то особенность человека; мира; погоды - чего угодно, я сразу спрашиваю себя:
"Это как что, на что это похоже? На что это НЕ похоже? С чем это сочетается а с чем нет?"

Чем больше я наблюдаю и задаю себе вопросов - тем больше у меня шариков; а значит с каждым раундом игры выбор комбинаций все шире.

Это моя осведомленность; это то, что дает мне возможность видеть цифры на светофорах на 10 перекрестков вперед - а значит, иметь в голове множественные сценарии для любого креатива.

Эти комбинации рождают метафоры и идеи для текстов которые вы читаете)
С хорошими результатами я использовала этот же подход когда занималась фотографией - придумывая все новые и новые креативные идеи (возле моих снимков люди фотографировались на выставках, поэтому могу точно заявить, что метод работает).

Сразу скажу, что мгновенного эффекта не будет; игра в бисер приносит плоды при накопительном эффекте.

Даст ли вам что-то наблюдение за светофорами в момент самого наблюдения?
Конечно нет.

Но этот "шарик"станет еще одной нотой в вашей парфюмерной композиции - и без нее аромат будет совсем другим, верно?

Made on
Tilda